Від бензотрамвая в Бровари до Татра-Т3. Золотий вік київського трамваю

СТАТТЯ ПРО РОЗВИТОК КИЇВСЬКОГО ТРАМВАЮ. НАДАЄТЬСЯ МОВОЮ ОРИГІНАЛУ

Трамвай в Киеве появился еще в далеком 1892 году. Этот трамвай стал первым во всей тогда еще Российской империи. Предшественником киевского, в привычном понимании, трамвая, была конка – популярный вид общественного транспорта вплоть до начала 20-го века, который состоял из небольшого рельсового вагона, в которой мог вместиться с десяток пассажиров, и конской упряжки, которая тащила вагон по проложенным рельсам. Однако конная тяга и Киеве не прижилась из-за слишком сложного рельефа. Первый киевский электрический трамвай обязан своим происхождением инженеру и предпринимателю Аманду Струве. Этим человеком в 1891-м году была запущена первая линия конки в Киеве, которая пролегла от Демиевки до Крещатика. Через год была запущена электрическая линия с тогда Царской Площади (сейчас это Европейская площадь) до Контрактовой площади, соединяющий Подол и Крещатик через Александровский (сегодня Владимирский) спуск.

Паровой трамвай

Запущен 19 февраля 1892 года по уже существующему конному маршруту «Крещатик — Демиевка», а также специально построенному участку по Александровскому спуску. Регулярно ходили 4 поезда с паровозами производства Коломенского завода. В связи с проблематичностью подъёма вагонов по Александровскому спуску движение укорочено до Царской пл. (сейчас — Европейская пл.), а по спуску решено пустить электрический трамвай. После пуска электрического трамвая продолжалось расширение сети и парового трамвая: 13 июля 1892 года введена новая линия (Лукьяновская) парового трамвая, как продолжение Львовской линии конки от Сенной пл. (сейчас — Львовская пл.) по ул. Львовской до Лукьяновского базара, там же построено Лукьяновское депо (с 9 июля 1895 года — электрическая тяга). 29 октября 1892 года введена новая линия (Фундуклеевская) «Крещатик — Фундуклеевская ул. (сейчас — ул. Б. Хмельницкого) — ул. Пирогова — Бибиковский бульв. (сейчас — бульв. Тараса Шевченко) — Кадетское шоссе (сейчас — пл. Победы)» (с 1 сентября 1894 года — электрическая тяга от Крещатика до бульв. Тараса Шевченко, с августа 1895 года — на остальном участке). Просуществовал паровой трамвай совсем не долго и был полностью заменен электрическим уже в 1894 году.

Бензотрамвай

В дореволюционное время сеть трамваев развивалась глобально. На трамвае можно было доехать аж до Броваров, однако до соседнего города ходил не электрический трамвай, а на бензиновой тяге. Изначально был запущен единственный маршрут № В — от Почтовой пл. до тупика возле Николаевского цепного моста. В том же году после открытия линии по Цепному мосту и Слободского бензотрамвайного депо маршрут продлили на левый берег Днепра до Никольской слободки, а затем — до поселка Быковня. С 1913 года маршрут № В ходил в город Бровары. С первых дней существования бензотрамвая по его линии ездили даже грузовые поезда для доставки товаров на левый берег. Бензомоторный трамвай проработал до 1920 года, когда после подрыва мостов через Днепр движение остановилось. Возобновление работы бензомоторного трамвая состоялось в 1925 году — после восстановления Цепного моста (после восстановления — им. Евгении Бош) и Русановского моста. В 1930 году была открыта линия до Старой Дарницы.

Вместо № В образовались 3 маршрута: № 14 «Почтовая пл. — Никольская Слободка», № 15 «Никольская Слободка — Старая Дарница» и № 16 «Никольская Слободка — Бровары». В 1933 году изменилась нумерация маршрутов: № 14 «Почтовая пл. — Никольская Слободка», № 17 «Никольская Слободка — Старая Дарница» и № 23 — «Никольская Слободка — Бровары». В этом году началась постепенная электрификация линий бензомоторного трамвая. В 1935 году маршрут № 14 продлили до Старой Дарницы и запустили маршрут № 25 — «Почтовая пл. — Никольская Слободка». В 1936 году запустили маршрут № 24 — «Старая Дарница — ДВРЗ», но сняли маршрут № 17. Есть сведения об открытии к 1938 году линии по Никольской слободке к Дарницкому кирпичному заводу. Все линии бензотрамвая закрылись в 1941 году в связи с началом войны. Во время войны и в послевоенные годы линии были постепенно разобраны.

Электрический трамвай

Трамвай со своим появлением заполонил весь город за довольно короткое время. Спустя 20 лет после появления, к 1912 году, его линии протянулись на 172 километра. В начале ХХ века скорее сложнее было назвать улицу, по которой не ходил трамвай, нежели наоборот. 1 з 6 Ул. Владимирская Ул. Сагайдачного Софиевская Площадь ул. Безаковская(сейчас Симона Петлюры) Ул. Фундуклеевская(Сейчас Богдана Хмельницкого) Бессарабка Не смотря на то, что еще в 1930х годах появились троллейбусы и автобусы, трамвай пользовался большей популярностью среди городского населения. К сожалению Киев переживал тяжелейшие времена при немецкой оккупации. Отступающие советские войска подорвали Крещатик и оставили город без электричества, в последствии чего работа трамвая прекратилась. Регулярное движение было возобновлено только 18 октября 1942 года, но продлилось только до 21 января снова в связи с нехваткой электричества. 1 з 4 ул. Владимирская ул. Крещатик Ул. Банковая Район Евбаза (ныне площадь Победы) С началом бурного развития троллейбусной сети в 1950-х годах, а также пуском в 1960-м году метрополитена, трамвайные перевозки постепенно сходят на спад, были демонтированы почти все трамвайные линии в центре, однако на окраинах были проложены новые.

В 1975 году протяженность трамвайных линий составила 271 км, инвентарное количество вагонов 810 единиц. 1 з 6 Метро Черниговская 1970г. Европейская площадь 1970г. Шулявка 1962г. Ул. Урицкого(сейчас Василия Липкивского) 1959г. Набережное шосе (1957г) Станция метро Днеипро (1965г) Киевский скоростной трамвай В середине 1960-х годов в Киеве началось активное строительство жилищного массива Борщаговка, вследствие чего возникла потребность в организации маршрута городского транспорта к центру города с провозной способностью около 16—17 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Идея строительства первой в СССР линии скоростного трамвая возникла после участия представителей от УССР Владимира Веклича и Василия Дьяконова в 37-м конгрессе Международного союза общественного транспорта, который проходил в Барселоне (Испания) в мае 1967 года.

Во время поездки они ознакомились с преимуществами скоростного трамвая и, вернувшись домой, в отчёте о командировке рекомендовали построить такую линию в Киеве. 1 з 4 Кольцо на площади Победы Строительство массива Борщаговка Трехвагонная Татра Т3 Татра Т4 на площади Победы 1 февраля 1975 года была введена в строй первая очередь (4 км) (маршрут № 3 Вокзал — Редукторный завод). 1 января 1977 года открыт маршрут № 1 Дворец Спорта — улица Семьи Сосниных (современное название станции — улица Зодчих) протяженностью 13 км. 1 сентября 1977 года изменён маршрут № 3: Площадь Победы — Кольцевая дорога (10 км). 28 декабря 1984 года маршрут № 1 продлён до улицы Булгакова (15 км), а в начале 1990-х годов ещё на одну станцию — Михайловская Борщаговка. 13 мая 1989 года открыта новая конечная станция на улице Старовокзальной для маршрутов № 1к (новый: «ул. Старовокзальная — ул. Булгакова (впоследствии — до станции Михайловская Борщаговка)»).

Современное состояние

После развала СССР для трамваев (как и для всего остального транспорта) настали тяжёлые времена — более чем 15 лет (с 1994 по 2010 год) новые вагоны практически не закупались. С 1996 года трамвайная сеть подверглась массовому сокращению — были сняты все линии в центре, на Печерске, также сняты линии на Демиевке, на вокзале (перенесена на ул. Старовокзальную), по мосту Патона (это фактически разделило единую трамвайную сеть на две замкнутые – правобережную и левобережную), проспекту Гагарина и Набережному шоссе. 1 з 4 Скоростной трамвай, модель PESA из последних закупок Фото: Роман Петушков Трамвай компании Татра ЮГ из закупок после 2010-го года Фото: Роман Петушков Татра Т3 и модернизированная Татра(Кобра) Фото: Роман Петушков Трамвай компании Татра ЮГ из закупок после 2010-го года Фото: Роман Петушков Новое дыхание трамвай приобретает начиная с 2010-го года, когда была проведена реконструкция линии скоростного трамвая (далее СТ), позже была продлена левобережная линия СТ и создан пересадочный узел с городской электричкой. Сейчас Киев активно обновляет подвижной состав и прорабатывает варианты объединения правобережной и левобережной системы, а также продлении правобережной линии СТ до Дворца Спорта.

Роман Петушков для ИНФОЛАЙФа

Источник: https://life.informator.news/

Поділитися:


Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *